Интересное о дизайне

Интересное о дизайне > Эклектика в интерьерах вчера и сегодня

Эклектика в интерьерах вчера и сегодня

На сегодняшний день при создании интерьера многие дизайнеры прибегают к смешению стилей, другими словами - эклектике, уходя от жестких рамок и экспериментируя. Но не стоит думать, что это новое направление в дизайне. Эклектика как стиль интерьера сформировался еще в конце XIX-го века в Англии во времена правления королевы Виктории.

Этому предшествовало много факторов. На фоне усталости от догматов классицизма и его явной изжитости, романтически настроенные группы художников-авангардистов и писателей пропагандировали идею того, что истинный художник (в широком понимании этого слова) должен проявлять свой внутренний мир и талант, своё видение красоты, индивидуальность. Отрицались старые правила и нормы.

В поисках вдохновения всё чаще стали обращаться к историческим стилям прошедших эпох, переосмысливать и пытаться создать из них нечто новое. Стало модным свободное перемещение «во времени». Возникли такие направления в архитектуре, как «неоготика», «необарокко», «неоампир» и пр.

Именно тогда возникло целое направление в дизайне – эклектика.

Слово «эклектика» имеет греческое происхождение и переводится как «выбирать, избирать, отбирать» – именно на этих принципах сроился интерьер викторианской эпохи.

Теперь не было четких правил. Интерьер одного дома мог совмещать в себе комнаты, оформленные в разных стилях. В одном помещении «уживались» предметы мебели и декора разных эпох. Также в интерьер часто «вписывались» этнические декоративные предметы, привезенные владельцами из стран Африки, Азии, Латинской Америки, Океании (в большинстве своем из европейских колоний).

Консервативно настроенные группы в искусстве нелестно отзывались об эклектизме, часто ассоциируя его с безвкусицей за отсутствие четких принципов построения и не всегда удачные решения.

Весь этот «стилевой сумбур», возникший в процессе художественного поиска новизны, привел к рождению абсолютно нового вектора развития в архитектуре и дизайне – стиля модерн, который в корне отличался от всех стилей, которые были до этого известны.

В конце XX – начале XI века эклектика снова возникает в абсолютно разных культурных сферах, таких как:

- музыка (симфонический рэп, симфонический рок),

- дизайн одежды,

Marc Jacobs весна-лето 2014

- архитектура.

Необарокко современного здания выражено в форме двухъярусной крыши сложной формы.

Но самое большое распространение эклектизм получил в сфере дизайна интерьера.

Чтобы это понять, нужно «оглянуться назад». Можно увидеть некоторую схожесть причин возникновения эклектики в наше время и в прошлом.

В современном информационном пространстве явно улавливается культурный посыл – «будь индивидуален», «не бойся проявить себя», «взгляни на мир по-новому», «выделись из серой массы» и т.п. И в этом также есть идентичность с движением эклектики в 19-м веке, только в более широком масштабе, уже применительно не только к художнику-творцу, но к каждому индивидууму в отдельности. Поэтому эклектика так органично вписывается во всё, что близко окружает человека, она дает возможность создать свой «непохожий», неповторимый образ (будь то внешний вид или окружающее пространство).

Также имеет место любовь к «историзму». Появляются стилизованные «под старину» предметы бытовой и цифровой техники, автомобили, одежда и конечно предметы мебели.

Естественно и в дизайне интерьера эклектика претерпела современную модификацию. Всё популярней становится стилизация, а не слепое копирование исторических предметов мебели. Всё смелее становятся идеи дизайнеров в сочетании стилей. Эклектика деформировалась в новое более смелое и дерзкое направление – стиль фьюжн. В переводе с английского языка слово «фьюжн» (fusion) означает сплав, слияние.

В чем же отличия этих двух стилей? Ведь основа обоих – смешение стилей.

У эклектики есть свои особенности. Обычно в эклектичном интерьере соединяются два-три стиля, близких друг-другу (например, рококо и классицизм, барокко и модерн). Или добавляются к историческому стилю элементы из какого-либо современного стиля. Но в общем понятии эклектика тяготеет к классическим стилям.

Стиль фьюжн более свободный и современный, позволяет сочетать, казалось бы, несочетаемые вещи, но имеющие между собой элементы гармонии. Это могут быть предметы из разных эпох, культур, ценового сегмента. Фьюжн может сочетать в одном интерьере элементы классических стилей и достижения хай-тека, антикварную мебель и пластиковые стулья, предметы этники и кантри. Необычные сочетания цвета и формы тоже являются визитной карточкой этого стиля.

Дизайнер Мартин Лоуренс-Баллард

Дизайнер Джанни Босфорд

И эклектика и фьюжн всё-таки очень близки, зачастую границу между ними провести очень сложно. Это довольно «опасные» стили. Использование их, не имея большой опыта в дизайне и хорошего знания композиции и колористики, чревато созданием безвкусного нагромождения мебели и декора.

Есть общие правила при создании смешанных интерьеров. Сочетать между собою «чужие» по стилю вещи можно либо по цветовой гамме, либо по рисунку (узору), либо по форме, либо по текстуре или фактуре. Необходимо создать гармоничную композицию, воспринимая предметы мебели и декора как сочетание геометрических форм и цветовых пятен. Необходим креативный подход, который поможет увидеть традиционные элементы в новом ракурсе и разрушить стереотипы.

Вот несколько простых советов по созданию «смешанного» интерьера:

Традиционные (классические) кресла и стулья можно заново обить современной тканью.

При наличии высоких потолков можно использовать высокие плинтуса, карнизы и потолочные розетки, при этом все эти декоративные элементы красят в тот же цвет, что и стены. Это дает этим элементам намного более современную трактовку.

Создайте на стене композицию из картин в минималистичных, ярких и классических рамах. Это позволит поддержать сочетание в интерьере предметов мебели из разных стилей.

Стоит отметить, что в обстановке, где смешаны стилистически разные предметы, очень важно акцентировать внимание на деталях, потому что именно детали являются объединяющим началом. Ну и конечно неизменным остается главное правило дизайна – комфорт физический и эстетический для владельца «смешанного» интерьера.

Сегодня фьюжн и эклектика завоевывали большое количество поклонников. Такое свободомыслие в дизайне дает большой полет для творческой фантазии, каждый интерьер получается неповторимым и сугубо индивидуальным. Обстановка в целом позволяет создать представление об облике хозяина, максимально отражая его вкусы и пристрастия. Многие известные дизайнеры используют эти стили в своих творениях. Да и сложно найти уютный и гармоничный современный интерьер, в котором не было бы элемента смешения стилей.

Вероятно, это направление в дизайне станет характерной чертой начала XXI-го века и, так же как эклектизм викторианской эпохи, и послужит предшественником абсолютно нового стиля. Но об этом можно будет судить только по прошествии времени и, возможно, уже не нашему поколению.

Автор: Башкурова Елена. 2015 г.